О предприятии
Ту-104 – пассажирский
В июне 1954 г. вышло Постановление Совета Министров СССР о создании самолета Ту-104. Самолет создавался на базе бомбардировщика Ту-16. В соответствии с требованиями ВВС самолет должен был перевозить 50 пассажиров и 1250 кг груза на расстояние 3200-3500 км. Техническим заданием были установлены максимальная скорость самолета 950-1000 км/ч и длина разбега не более 1600-1650 м. Макет утвержден макетной комиссией в декабре 1954 г., а уже в начале следующего года был построен первый самолет, который поднялся в небо 17 июня 1955 г. За время заводских испытаний с июня по октябрь 1955 г. было выполнено 67 полетов. Госиспытания проходили в 1956 г., в их рамках в марте состоялся полет Ту-104 в Лондон с советской правительственной делегацией на борту. Это была успешная демонстрация нового реактивного пассажирского самолета СССР за рубежом, которая развеяла миф об отставании советской гражданской авиации.
Самолет строился в следующих модификациях:
· Ту-104 - базовый вариант на 50 мест, самолет оснащался двумя двигателями АМ-3, обладающими на взлетном режиме тягой по 8750 кгс;
· Ту-104А - серийный вариант, рассчитанный на перевозку 70 пассажиров;
· Ту-104Б - вариант с удлиненным фюзеляжем, позволяющим увеличить количество пассажиров до 100, а впоследствии - до 115 человек, и измененной компоновкой пассажирского салона (выпускался серийно на Казанском авиационном заводе с 1958 г.);
· Ту-104В - проект самолета на 116 пассажиров;
· Ту-104Д - проект самолета с тремя ТРД в хвостовой части фюзеляжа (по типу Ту-154);
· Ту-104Е - опытная модификация с двигателями М16-15 (РД-ЗП), обладающими тягой по 11300 кгс;
· Ту-104ЛЛ - летающая лаборатория;
· Ту-104ЛК - модификация для отработки радиолокационного прицела (самолет оборудовался также пилонами для подвески макетов ракет);
· Ту-104 «Циклон» - самолет типа «летающая лаборатория» для проведения метеоисследований;
· Ту-104ТС - транспортно-санитарный вариант;
· Ту-107 - военно-транспортный самолет, выпущенный в 1958 г. в единственном экземпляре и переданный в ВДВ;
Ту-110 - модификация Ту-104, в которой изменения коснулись конструкции планера и силовой установки, что повышало безопасность полета. Двигатели подвешивались не на фюзеляже, а на силовых нервюрах, являющихся продолжением разъемных нервюр центроплана, в связи с чем размах последнего был увеличен на 2,4 м. По схеме самолет представлял собою увеличенный Ту-104. На первом опытном самолете устанавливались четыре ТРД АЛ-7П, но 18 июля 1958 г. вышло Постановление Совета Министров о разработке самолета Ту-124 с двигателями Д-20П и о замене двигателей всех самолетов Ту-110 на Д-20П. 11 марта 1957 г. летчик Д.В. Зюзин выполнил первый полет на самолете Ту-110. Модификация Ту-110Д была предложена в 1960 г. Это был проект дальнема-гистрального пассажирского самолета с двухконтурными ТРД Д-20П в хвостовой части фюзеляжа. По расчетам, самолет мог перевозить до 100-120 пассажиров на расстояние 6500 км. Проект не был реализован из-за низкого ресурса двигателя Д-20П. Всего было построено четыре самолета, в их числе один - опытного завода №156, и три самолета серийной постройки Казанского авиационного завода №22.
Серийное производство самолета Ту-104 осуществлялось с 1956 по 1960 гг. на Харьковском, Омском и Казанском авиационных заводах. Первые Ту-104 поступили в ГВФ в мае 1956 г. В середине 1958 г. в ГВФ СССР насчитывалось 37 самолетов Ту-104 и Ту-104А.
Самолеты Ту-104, сменившие в Аэрофлоте Ли-2 и поршневые самолеты Ильюшина, открыли новую эпоху в развитии отечественной гражданской авиации. Эксплуатация и обслуживание нового реактивного авиалайнера потребовали переоборудовать многие аэропорты и провести переобучение специалистов наземных служб. С осени 1957 г. Ту-104А стали поступать в авиакомпанию «ЧСА» ЧССР. Самолет также эксплуатировался в ВВС в качестве летающих лабораторий и для тренировки космонавтов.
В 1979 г. Ту-104 был снят с эксплуатации. Последний полет самолета в СССР состоялся 11 ноября 1986 г. Самолет взлетел с Кольского полуострова и, совершив промежуточную посадку в московском аэропорту Шереметьево, приземлился в Ульяновске, где занял почетное место в музее гражданской авиации. На самолетах типа Ту-104 установлено 26 мировых рекордов.
Конструкция. Тип фюзеляжа, форма крыла, двигатели, шасси, компоновка кабины пилотов повторяли соответствующие элементы и узлы самолета Ту-16. Различие заключалось в увеличении диаметра фюзеляжа и низком расположении крыла. Кроме того, на первых Ту-104 между кабиной экипажа и пассажирским салоном была установлена перегородка, обеспечивающая герметичность кабины летчиков в случае разгерметизации салона.
Хронология создания. Начало проектирования - июнь 1954 г. Выпуск первой модели - начало 1955 г. Первый полет -17 июня 1955 г. (экипаж Ю.Т. Алашеева). Начало подготовки серийного производства - 1955 г. Госиспытания - 1956 год.